В школе созданы условия, способствующие укреплению здоровья обучающихся посредством физической культуры и спорта.
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Перечень учебных кабинетов, в том числе частично приспособленных для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ:
— кабинет русского языка и литературы — 1
— кабинет математики — 1
— кабинет истории и обществознания — 1
— кабинет химии, биологии, физики — 1
— кабинет информатики — 1
— кабинет иностранного языка — 1
— кабинет начальных классов — 2
— кабинет технологии — 1
— мастерская — 1.
В школе имеется необходимый набор учебных помещений для изучения обязательных учебных дисциплин.
Школа имеет один стационарный компьютерный класс (5 ученических рабочих мест), в 8 кабинетах оборудованы рабочие места учителя, кроме того в 2 кабинетах установлены интерактивные доски. Также в кабинете русского языка и литературы имеется интерактивная панель.
Специально оборудованные учебные кабинеты для школьников с ОВЗ отсутствуют
Кабинеты для проведения практических занятий частично приспособлены для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ.
- Входные ворота в здание МОУ Усть-Озёрская ООШ имеют беспрепятственный проход с проезжей части и тротуара
- В здании школы нет съемных и стационарных пандусов для перемещения инвалидов-колясочников по первому этажу
- Ширина дверных проемов и высота порогов дверей в учебных корпусах Школы не является препятствием для перемещения инвалидов-колясочников
- Входные двери в учебных корпусах МОУ Усть-Озёрская ООШ не промаркированы специальными знаками (желтыми кругами) для беспрепятственного прохода. Входы в здания не оснащены поручнями, а ступени лестниц безопасным противоскользящей полосой. Первые и последние ступени лестницы каждого пролета не промаркированы контрастной желтой полосой для обозначения её габаритов
- В спортивном зале сооружен туалет для инвалидов-колясочников.
- Учебные аудитории имеют достаточные площади для размещения и перемещения инвалидных кресел-каталок
С преподавателями и сотрудниками школы проводится разъяснительная работа по вопросам организации учебного процесса и общения со инвалидами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны специальные Методические рекомендации для преподавателей по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ. В рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающимся всех форм обучения преподаются вопросы, касающиеся видов инвалидности, основных соматических и психических расстройств при них, обсуждаются различные аспекты комплексного сопровождения и реабилитации
Библиотека состоит из нескольких зон:
1. Зона для получения информационных ресурсов во временное пользование;
2. Презентационная зона для организации выставок и экспозиций;
3. Зона для коллективной работы с гибкой организацией пространства.
Всего 3984 книг, из них:
— 1652 учебника;
— 287 учебных пособий;
— 30 штук справочной литературы;
— 1536 книг художественной литературы.
Число читателей: 48 обучающихся, 12 педагогических работников школы.
Оборудование библиотеки, предназначенное для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями, отсутствуют.
Имеется модульный спортивный зал площадью 148 м2, оборудованная универсальная спортивная площадка с покрытием для занятий физической культурой
2. Спортивный инвентарь: футбольные, баскетбольные и волейбольные мячи, столы для настольного тенниса, ракетки и мячи для настольного тенниса, скакалки, шахматы и шашки, дартс, баскетбольные стойки, волейбольные сетки и стойки, поливалентные маты, , канаты для перетягивания, гранаты и мячи для метания, дорожка для прыжков в длину, наборы для подвижных игр, козёл и конь для отработки прыжков, скамьи для пресса, палки гимнастические (бодибары), комплекты гирь чугунных, брусья гимнастические, обручи гимнастические, стенка гимнастическая, скамейка для измерения гибкости.
Имеется спортивный зал, для физкультурно-оздоровительных и реабилитационных занятий для детей-инвалидов
Средства обучения и воспитания – это те материалы, с помощью которых учитель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания, и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства. В УО широко используются предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеоуроки. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; она должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока; наглядность должна быть эстетически выполнена; также она должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. К проведению демонстраций предъявляют следующие требования: демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Рационально сочетается компьютерная техника, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивается значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.
В ОУ используются следующие средства обучения и воспитания:
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, атласы, рабочие тетради и т.д.);
Визуальные (зрительные):
· таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку, английскому языку, литературе, родным языкам, технологии, химии, начальным классам;
· карты по истории и географии;
· картины на уроках русского языка, литературы, изобразительного искусства;
· портреты (по всем учебным предметам);
· натуральные объекты (на уроке биологии);
· модели, муляжи, макеты по биологии, географии, математике, физике, начальным классам;
· лабораторное оборудование – на уроках физики, химии, биологии.
Механические визуальные приборы:
· микроскоп
· фотоаппарат
· видеокамера
Электронные образовательные ресурсы:
· мультимедийные учебники и универсальные энциклопедии
· сетевые образовательные ресурсы
· электронные журналы и дневники
Аудиальные (слуховые):
· музыкальный центр;
· наушники
· микрофон
Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):
· образовательные видеофильмы, учебные фильмы, в том числе на цифровых носителях и т.п.;
· презентации.
Средства, автоматизирующие процесс обучения:
· компьютеры, МФУ;
· мультимедийное оборудование;
· интерактивная доска;
· проекторы;
· телевизоры;
· интерактивная панель.
Словесные:
· учебники;
· художественная литература;
· словари;
· учебные пособия
· другая необходимая литература
Спортивное оборудование:
· тренажеры
· гимнастическое оборудование
· спортивные снаряды
· мячи, скакалки, обручи и т.п.
О средствах воспитания
Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия: 1) с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника; 2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме; 3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.
1. Общение как средство воспитания
а) непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося, индивидуальные беседы;
б) опосредованное, проявляющееся в том, что учитель направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться. Реализуется через классные часы, школьные праздники и мероприятия.
2. Учение как средство воспитания
Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на обучающихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе.
С целью повышения эффективности воспитательного воздействия учения на уроках практикуется совместная продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети: а) выясняют условия совместного выполнения задания; б) организуют его взаимное обсуждение; в) фиксируют ход совместной работы; г) обсуждают полученные результаты; д) оценивают успехи каждого; е) утверждают самооценки членов группы; е) совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания; ж) проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.
Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.
Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности школьников повышаются при следующих условиях: 1) в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости; 2) она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей; 3) социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот); 4) совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и радостью их успехам.
3. Труд как средство воспитания
Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через
· дежурство по классу, школе;
· выполнение трудовых поручений
4. Игра как средство воспитания
Используется как в урочной, так и во внеурочной деятельности, организуется в форме проведения разного рода игр:
· организационно-деятельностные;
· соревновательные;
· сюжетно-ролевые;
· спортивные;
· дидактические
Инвалиды и лица с ОВЗ лёгкой степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
На территории «Наименование» созданы материально-технические условия, обеспечивающие безбарьерный доступ к образовательному процессу
С преподавателями и сотрудниками школы проводится разъяснительная работа по вопросам организации учебного процесса и общения со инвалидами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны специальные Методические рекомендации для преподавателей по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ. В рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающимся всех форм обучения преподаются вопросы, касающиеся видов инвалидности, основных соматических и психических расстройств при них, обсуждаются различные аспекты комплексного сопровождения и реабилитации
Сведения о средствах обучения и воспитания отсутствуют
Интернет безопасность организуется в школе через систему «белых списков». Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и педагогов школы закрыт.
В МОУ Усть-Озёрская ООШ внедрена и функционирует автоматизированная информационная система «Сетевой город. Образование».
Создан постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация:
— о школе и её основных направлениях;
— об истории и развитии школы и её традициях;
— об обучающихся;
— о педагогических работниках;
— о школьных и внеурочных мероприятиях.
Электронное обучение с применением ДОТ (дистанционно -образовательных технологий) реализовано на платформах:
1. «Система дистанционного обучения Забайкалья» (https://do.zabedu.ru/);
2. «Учи.ру — интерактивная образовательная онлайнплатформа» (https://uchi.ru/);
3. «Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru/).
4. ФГИС «Моя школа»
Ограничение доступа учащихся к «опасному контенту » осуществляется с помощью системы «региональная система контентной-фильтрации»
В школе имеется подключение к сети Интернет. Скорость подключения - 512 Мбит/сек
Количество интранет-ресурсов -10
Количество локальных сетей - 1
Общее число компьютеров -16, в том числе используемых в учебных целях - 14
Во всех кабинетах школы имеется доступ в Интернет
Все обучающиеся-инвалиды и лица с ОВЗ имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям с компьютеров, размещенных в учебных аудиториях, помещениях для самостоятельной работы и читальном зале библиотеки. Имеется альтернативная версии официального сайта Школы в сети «Интернет» для слабовидящих
Все компьютеры, размещенные в учебных аудиториях и помещениях для самостоятельной работы обучающихся, к которым имеют беспрепятственный доступ инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, оснащены лицензионной операционной системой Microsoft Windows, упрощающей и оптимизирующей работу с компьютером слабовидящим и слабослышащим обучающимся (имеются экранные лупы, экранный диктор, высокая контрастность, настройка альтернативных устройств ввода информации и др.)
Все электронные библиотечные системы имеют возможность перехода в режим для слабовидящих и возможность увеличения шрифта. Подходит для I, II, III групп инвалидности по зрению
Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы:
http://shs_uozr.borz.zabedu.ru/
Сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы:
http://fipi.ru/
Федеральный институт педагогических измерений
http://gia.edu.ru/
Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации
http://ege.edu.ru/
Официальный информационный портал единого государственного экзамена
http://region.zabedu.ru/
АИС «Сетевой Город. Образование»
http://do.zabedu.ru/
«Система дистанционного обучения Забайкалья»
http://school-collection.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://window.edu.ru
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» предоставляет свободный доступ к каталогу образовательных интернет-ресурсов и полнотекстовой электронной учебнометодической библиотеке для общего и профессионального образования.
http://www.shpl.ru/
Государственная публичная историческая библиотека России
http://www.pushkinmuseum.ru
Государственный музей А.С. Пушкина
http://rusmuseumvrm.ru/
Виртуальный Русский музей
http://fcior.edu.ru
Федеральный Центр информационнообразовательных ресурсов
https://foxford.ru/
Онлайн-школа подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам
https://uchi.ru/
Учи.ру — это отечественная онлайн-платформа
https://resh.edu.ru/
Российская электронная школа
ФГИС «Моя школа»
VK мессенджер «Сферум»
В школе имеется структурное подразделение для обучающихся из соседних сел (Олдонда, Курунзулай, Шоноктуй, Акурай) — интернат.
В интернате оборудовано 6 спален с общим количеством спальных мест — 20.
Плата за проживание не формируется
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Материально-техническая база МОУ Усть-Озёрская ООШ обеспечивает процессы обучения и воспитания обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Школа располагает учебными кабинетами. Все учебные классы оборудованы наглядными пособиями и дидактическими материалами, программными средствами, стационарными и переносными мультимедийными комплексами.
Все обучающиеся, в том числе инвалиды и лица с ОВЗ, имеют доступ к электронной и информационно - образовательной среде, учебным пособиям и литературе на электронных и бумажных носителях. Имеется альтернативная версии официального сайта школы в сети «Интернет» для слабовидящих
Для эффективного проведения воспитательной работы, культурно-массовых мероприятий и другой внеучебной деятельности в школе имеются спортивные объекты, оборудованные соответствующим инвентарем и техническими средствами
Специальные технические средствахобучения отсутствуют
Организация досуговой деятельности
Для организации досуга в школе есть необходимое: оргтехника, музыкальные колонки; несколько кабинетов для проведения школьных кружков.